ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Версия для
слабовидящих

Тренинг для педагогов Понимаем без слов

Тренинг для педагогов «Понимаем без слов» (Невербальное общение)

Борисова Г.С.

педагог-психолог

МАОУ детский сад № 79 «Гусельки»

г.о. Тольятти

Цель тренинга: развитие способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

Задачи тренинга:

  • определение особенностей невербального общения в переговорах;
  • развитие навыков невербального общения;
  • построение доверительных отношений средствами невербальной коммуникации;
  • распознавание и обозначение вербально внутреннего состояния;
  • осознание своей позы и собственных жестов;
  • определение по бессознательным признакам внутреннего состояния собеседника;
  • эффективные невербальные приемы, воздействующие на бессознательном уровне;
  • умение контролировать речь в стрессовых ситуациях (раздражение, гнев, обида и т.д.).

Продолжительность: 2 - 2,5 часа

Результат тренинга: умелое и грамотное использование навыков эффективной невербальной коммуникации как в профессиональной деятельности, так в семье и в кругу друзей.

Специфика аудитории: 8-10 человек, педагоги дошкольного образования (воспитатели, музыкальные работники, физ. инструкторы, художественные руководители), стажем работы в данном учебном заведении от 2 до 30 лет.

Оборудование: шляпа (шапка), картонные карточки, спокойная музыка, аромосвечи, бумага, карандаши, карточки для упражнений, фотографии различных людей.

Ход тренинга:

1. Упражнение «Сломанный телефон»

Цель: разминка, подготовка к тренинговому занятию, снятие эмоционального напряжения в группе.

Продолжительность: 15-20 минут

Подготовка: Все участники становятся по кругу (спиной в круг).

Инструкция психолога: «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».

Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 - 2 минуты). «Итак, сейчас Ирина передаст свой предмет соседу слева. При этом она, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Ирине, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

2. Упражнение «Фотография».

Цель: развитие умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

Продолжительность: 20-25 минут

Подготовка: подготовить фотографии незнакомых людей, по числу участников.

Инструкция психолога:. «Всмотритесь в лицо незнакомца, обратите внимание на его взгляд, мимическое выражение, позу, одежду. Постарайтесь определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни и т.д. у этих людей. Попытайтесь понять, смогли бы вы подружиться с этим человеком? Почему? Постараться понять и рассказать.

- Обсуждение.

3. Упражнение «Поиск средств передачи информации»

Цель: проигрывание обеих ролей (передающего и получающего информацию), тренировка в поиске средств передачи информации партнеру.

Продолжительность: 15-20 минут

Подготовка: Предварительно, психологом заготавливаются карточки с названиями предметов, состояний, понятий и бейджи, для их закрепления на одежде участников; участники садятся по кругу.

Инструкция психолога: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т.д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Ольге, но сделаю это так, чтобы она не видел, что на ней написано. Затем Ольга будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому она подошла, невербально будут показывать ей, что написано у нее на карточке. Задача Ольги – понять, что написано на карточке».

В ходе упражнения тренер побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, после чего карточку получает следующий участник.

4. Игра «Шапка (Шляпа)»

Цель: развитие способности эффективного общения посредством различных видов коммуникаций (вербальной и невербальной), а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

Продолжительность: 45-50 минут

Подготовка: Участники садятся в круг. Для игры требуется шляпа (отсюда название игры) или любая другая непрозрачная ёмкость, а также пустые карточки (разрезанные или разорванные кусочки бумаги). Перед началом игры каждый игрок должен придумать шесть (или более) слов и написать их на карточках (по одному на карточку), никому не показывая. Точное количество слов оговаривается перед началом игры, все игроки должны написать одинаковое количество слов. Слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже, единственного числа). В некоторых используют имена персонажей (реальных и выдуманных) — это делает игру сложнее и интереснее.

Слова необходимо записывать разборчивым почерком, лучше всего — крупными заглавными печатными буквами. Когда все игроки придумали и записали слова на карточках, все карточки складываются и помещаются в шляпу.

Инструкция психолога: «Игра будет проходить в 3 тура: 1 – объяснение вербальное; 2 – объяснение невербальное; 3 тур – назвать одно слово, которое ассоциируется с данным предметом, явлением. По моей команде, игрок, у которого в руках шапка, достаёт оттуда карточку со словом и пытается объяснить его значение своему визави (по часовой стрелке ближайшему человеку) в зависимости от задач тура. Визави выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Объяснения и версии должны проговариваться громко, чтобы все игроки могли их слышать. Если визави угадал написанное слово и назначенного времени с начала тура ещё не прошло, то карточка переходит в собственность объясняющего и игрок достаёт из шляпы следующую карточку. Если угадано второе слово, то игрок достаёт третье, и так далее. На это ему дается 30 секунд, задача объясняющего, - реализовать как можно большее количество карточек. Если игрок при объяснении нарушил правила, то карточка изымается из игры.

Тур заканчивается по истечении назначенного времени, После окончания тура шляпа переходит к следующему по часовой стрелке игроку. Таким образом, шляпа ходит по кругу. Игра длится до тех пор, пока в шляпе не останется карточек. Если по истечении назначенного времени игрок так и не сумел объяснить очередное слово своему визави, то карточка возвращается в шляпу.

Побеждает человек, объяснивший наибольшее количество карточек.

Затем, таким же образом, играется второй тур, только объяснение происходит невербально. Заканчивается игра третьим туром (ассоциации) и объявляется победитель по итогам трёх туров, набравший наибольшее количество карточек.

При объяснении не допускается:

  • Использование однокоренных слов (нельзя объяснять слово «загон» при помощи слова «гнать»). Если загаданное слово многокоренное, то в объяснении нельзя использовать ни один корень.
  • Использование прямых переводов слов или их корней на другие языки (нельзя объяснять слово «столовая» при помощи слова «table»)
  • Использование прямых переводов корней иностранных слов (нельзя объяснять слово «либерал» при помощи слова «свобода»)
  • Указывание на предметы

5. Релаксация и обратная связь.

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.

Продолжительность: 5-10 минут

Подготовка: Предварительно подготавливается устройство, воспроизводящее музыку (магнитофон, компьютер, ноутбук) и подбирается спокойная и медленная инструментальная мелодия. Участники садятся на ковер (коврики для йоги).

Инструкция психолога: «Расслабьтесь и представьте себе что-то приятное». Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места.

Психолог просит участников тренинга провести обратную связь:

  • Что понравилось? Что не понравилось?
  • Что получилось? Что не получилось?
  • Какие эмоции и чувства вызвала у вас встреча?
  • Что бы вы добавили? Что убрали?
  • Какое упражнение больше всего понравилось?
  • и т.д.

Список источников:

1. Trepsy.net – психологические упражнения для тренингов http://www.trepsy.net/

Дополнительная информация